Хождение в дальние дали - к Синским столбам

С возрастом хочется летом засыпать не под злобное ворчание каменных жерновов, сердито перемалывающих вечность, а под умиротворенное засыпание леса, веселое журчание ручья, безмятежно впадающего в речку.

И вот на этой волне я с приятелями стал изучать возможные места для путешествия. Еще свежи в памяти наши похождения на плато Путорана, откуда мы выбирались пешком и вплавь в течение недели, преодолевая по 40-50 км в сутки, и за 12 часов до вылета попали в Норильск (выходили с мокрым снегом, в мокрой палатке, стуча зубами по ночам и практически на последней корочке сухаря в последний день).

Но так хочется  побывать  в краях неведомых вновь. Мы отыскали информацию о Ленских и Синских столбах. Это камерное место привлекло наше внимание. В этот раз к подготовке отнеслись серьезнее. Особое внимание уделили выбору палатки, ковриков, спальников, одежды, кухонной утвари, рюкзакам и питанию. Цель: отснять красивые места без спешки и получать удовольствие от бытия. За снаряжением обратились  к Alexika.

Мы выбрали палатку Tengu МК1.08Т3. Отличная трехместная палатка, разумность кроя и функциональность которой оценил в походе и искренне порадовался за военных, для которых разработана эта палатка. Два входа смещены от центра и оснащены просторными тамбурами. По моей оценке, 10 из 10 баллов. Начну с непривычного: входы смещены от центра. Эту особенность мы оценили, когда поливали нас дожди (без дождей было всего 2 суток). Удобно разместить в большей части тамбура рюкзак и прочие вещи, не загромождая проход в палатку. Отличная выкройка всех деталей палатки.

Тент палатки имеет по всему периметру юбку, которую мы оценили, когда нас поливали сутками дожди. Масса удобных деталей на тенте для крепления и растяжки палатки позволяет легко устанавливать её на камнях, песчаном пляже или зеленой лужайке, а наличие окошек практически сводит на нет конденсат в палатке.

Вход в палатку - это молния по эллипсу, позволяющая комфортно забираться внутрь. Открывающаяся на молнии сетка приподнята на 30 см выше дна палатки и позволяет проветривать палатку, не беспокоясь за спину. Множество карманов по периметру, подвесная полка удобна для размещения мелких вещей. Верхняя сетка минимизирует конденсат. Удачная выкройка палатки без провисаний, благодаря чему комфортно сидеть внутри даже втроем.

Максим выбрал коврик Марк 3.23M , добротный, «не убиваемый», подходит для использования вне палатки и трудно прокалывается. Толщина 5 см позволяет использовать его всесезонно. Мы этот коврик планировали использовать как вставное надувное дно в пак-каяк «Колмчий». Евгений взял коврик Travel 66. По его оценке, удобен в использовании в течение трех сезонов. Зимой на нем, наверное, будет прохладно.

Спальники: Alpha 1+2 Platinum выбрал я. Евгений Mountain и Макс Omicron Light.

Я приверженец одеял Alexika, использую их не первый год и очень доволен ими, но спальник Alpha 1+2 Platinum поразил функциональностью. Отдельный вкладыш для зимы, в распахнутом виде по размерам не меньше любимых одеял, капюшон, дополнительная молния - высунуть нос в мороз. Выше всех похвал, но цена не для пенсионера. Спальник Alexika Mountain, по оценке Евгения, добротный кокон для трехсезонья. Макс в Omicron Light нередко по ночам стучал зубами, когда на улице было +5...+10 С.

Сплав-средства выбирали долго. Описания реки практически нет, в некоторых источниках написано, что течение реки достигает 18 км (на практике оказалось обычная единичка, повадками похожая на Южно-уральский Зилим, с такой же сезонностью, но со своей спецификой, на р.Синяя по расходу воды июль самый оптимальный вариант, в августе, как правило, воды мало). Вначале планировали использовать пак-каяк «Колмчий». Купили пару штук, в мае попробовали на раскатах Каспия и на озерах в Н.Новгороде. Поняли - это полуфабрикат, курс не держит - рыскает, волна захлестывает, нет фиксации для гребца. Без серьезной доработки на серьезные мероприятия это сплав-средство не пригодно. Нужно делать надувное дно (вставное надувное дно не оправдало надежд), фартук, сиденье, коленные упоры. В итоге изначальный вес посудины 5 кг после доработки вытянет в вес обычного каяка. Поэтому остановились на катамаране. Как в последствие оказалось для нашей экспедиции - оптимальный вариант.

С одеждой раздумывали недолго. Эва-сапоги c усиленной подошвой, брызгозащитные штаны, мембранные куртки, термобелье, флисовые штаны, куртки, брюки американских вояк. Не пожалели, что так оделись, получилось по погоде.

Втроем выбрали туристические рюкзаки Tatonka. Я и Евгений выбрали 120-литровые рюкзаки Bison, Максим выбрал Tatonka Rockland 90+15. Общее мнение для водных походов: рюкзак Бизон не очень подходит, громоздкий и тяжелый, а вот Rockland - то, что надо.

Продукты закупали в Якутске по московским ценам. Единственное, на что я обратил внимание - это спреи от комаров, которые мы купили в Якутске. Они оказались бесполезны. Мы взяли с собой москитные костюмы из сетки, они нас и спасли.

Котлы Tatonka объемом 3 и 5 л, легкие, но требуют внимания и осторожности при транспортировке. Они оптимальны для использования на горелках. Зато чайник Tatonka объемом 2 л приятно нас радовал в течение всего сплава крутым кипятком.

Заброска на р. Синюю - отдельное приключение

Заброску на реку осуществляют немногие. Дорог нет, сплошные болота, но маршрут на Синские столбы в Якутии популярен. Коммерческие сплавы осуществляют несколько компаний, в том числе Михаил Иванович Местников ("Норд Стрим"). Списавшись с ним, я получил массу полезных советов о перемещениях по Якутии. Практически все, организующие коммерческие туры на р. Синюю, забрасываются через Андреева Петра Николаевича, проживающего в Бердигестях. Из Якутска до села Бердигестях можно добраться на такси за 4-6 часов по асфальтово-грунтовой дороге. От села Бердигестях до р.Синяя Петр забрасывает на «Треколе» (вездеход на здоровенных колесах), вмещающем 14 человек.

Время в пути 9-10 часов по бездорожью (около 90 км). Кстати, с Петром можно договориться о коммерческом сплаве в составе группы. Он организует коммерческие туры по р. Синяя и р. Лене. На р. Синей у него база, где можно пожить в комфортных домиках по предварительной договоренности.

Мы договорились с ним о сроках заброски нашей команды на р.Синюю и заказали билеты в Якутск. Билеты на обратный путь решили заранее не брать. В Якутск мы прилетели рано утром 7 июля. Нашли небольшую гостиницу-пансион. Поев в ближайшем кафе, легли спать, сказалась смена часовых поясов. В Якутске воскресенье - выходной для всех госучреждений, билетные кассы  и аэропорт закрыты!

В понедельник за нами приехало такси и за 900 руб. с человека доставило в село Бердигестях. Здесь нас встретил Петр. У него в Бердигестях небольшая гостиница, где за 600 руб. можно переночевать и принять душ. Но мы решили переночевать на берегу  речки. Петр вывез нас на пляж, где местные купаются. Пляж был захламлен пластиковыми и стеклянными бутылками, битым стеклом, коробками из-под сока. Засучив рукава, мы собрали весь мусор в четыре 120-литровых мусорных мешка. Местные с любопытством наблюдали за нами. Наконец, не вытерпев, две барышни в сопровождении кавалера подошли к нам с вопросом: «Вы волонтеры? Откуда приехали?»

Вечер неторопливо раскрасил яркими красками закат. Кстати, село Бердигестях и Якутск находятся на широте Санкт-Петербурга. Поэтому мы во всей красе вкусили прелесть белых ночей. Оставшись одни, мы искупались в речке, смыли дорожную пыль, разожгли костер и, приготовив ужин, стали сумерничать. Солнце спряталось за могучими соснами, и мягкие сумерки окутывали нас завораживающей полумглой. Становилось прохладно. Комары и мошка попрятались по кустам. Неторопливое журчание реки, беззаботное щебетание птиц, все располагало к задушевной беседе.

Разбудила нас дробь уныло моросящего мелкого дождя.  Небо затянуто по всему горизонту. Позвонили Петру уточнить время отъезда. Договорились на 12-00. Но специфика Якутии: здешнее население живет вне времени и пространства. Поэтому он приехал в 14-30. К этому времени распогодилось и яркое, теплое солнце быстро высушило все происки дождя. Нашими попутчиками была группа якуток-рыбачек (10 человек, возраст 35-55 лет), приехавших в гости к Петру из Вилюйска, и Сергей (байдарочник-одиночка из Хабаровска).

Дороги практически нет. Болота, тайга, редколесье, луга - все якутское великолепие. Цепляясь за сиденья и стены «треколесья», с трудом удерживаясь на местах, мы продвигались к заветной цели. Перекрикивая шум двигателя, обменивались с рыбачками впечатлениями о пребывании в Якутии. На вопрос, почему они одни  отправились в поездку, ответ был прост:  мужчинам за длинную зиму тайга приелась. А им интересно побывать на красавице Синей. По пути нам встретились:

Медведь. Выехав из хвойного бора на огромную поляну, Петр воскликнул: «Смотрите, впереди медведь!» и сбросил газ. И мы увидели как впереди (70-80 метров) неспешно по дороге двигался медведь. Крадучись, мы приближались к нему. Метров за 50 он обнаружил нас. Встал на задние лапы и недоуменно стал разглядывать, что за каракатица на него надвигается. Страх взял свое, и он быстренько умчался в лес.

Олень. Не успели затихнуть возгласы по поводу медведя, как опять при выезде на очередную поляну услышали призыв Петра: «Смотрите, олень!» Олень горделиво трусил по дороге. Услышав гул мотора, он встрепенулся, перепрыгнул за ближайший куст и грациозными прыжками ускользнул. Медведь выслеживал этого оленя. Опять бурные обсуждения и пристальное всматривание вперед в ожидании чуда.

Ждать пришлось недолго: впереди в колее тетерева выискивали камешки для зоба.

По краям обочины яркими пятнами на сочной зеленой траве мелькали жарки - оранжевые лилии из Красной книги.

Глубоко под вечер нас доставили до р.Синей. Сердечно распрощавшись с веселыми попутчицами, мы занялись нашим бивуаком. Гнус и комары с жадностью набросились на нас, но москитные костюмы помогли. Поставили палатку, развели костер. Я сразу отправился на рыбалку. Солнце медленно спряталась за горизонт, раскрасив яркими всполохами небо и залив. С Максом быстро почистили улов и на решетке стали готовить рыбу. Ужин удался на славу. Незаметно наступила белая ночь, все стало призрачно и таинственно, поутихли птицы, становилось прохладно. Комары и мошка попрятались от холода. Мы тоже разошлись по палаткам. Завтра нам предстоит трудный день.

Утро наступило с ветром и похолоданием. Небо затянуто рваными облаками. Пока еще все спали, пошел на рыбалку. Утро вступало в свои права, птицы деловито перекликались. Несмотря на то, что ветер поднял волну,  клев был отменным. Щука была мерная от 1 до 3 кг. Оставив три полуторакилограммовых щучки, пошел готовить завтрак.

К  обеду следующего дня закончились сборы. Погода не желала исправляться. Холодный ветер не стимулировал отправляться в путь. Делать нечего, сели на кат и поехали... через несколько поворотов реки, когда ветер в лицо мешал продвижению вперед, на левом берегу сквозь кроны берез показалась база Петра. У нас была договоренность с Петром, что мы сможем переночевать на его базе. База состояла из 10 свежих построек: 5 уютных летних каркасных домиков, с обширными верандами и большой комнатой с полатями вдоль трех стен, рассчитанными на 6-8 человек. Зимний рубленый гостевой дом, зимний рубленый хозяйственный дом с баней и ангар для буранов, лодочных моторов, бензопилы и большая беседка со стационарным костровищем, мангалом и огромным обеденным столом. В довершение картины достижений цивилизации 2 стойки солнечных батарей, обеспечивающих потребности в освещении домов и всего лагеря. База была пуста. Рыбачек Петр вывез вниз по реке, с ночевкой в полевых условиях.

Утро озарилось ярким солнцем. За ночь ветер разогнал все облака и затих. Мы поплыли вперед. Через несколько километров услышали шум переката. Перекат располагался в правом прижиме. Сходу прошли первую ступень его и зачалили в суводи на левом берегу. Пообедав, мы двинулись в путь к «столбам». Через пару часов неспешной гребли и переката из-за поворота появились величавые истуканы. Так мы подошли к первым скалам. Зрелище не передаваемое.

Естественно, у моих напарников глаза заблестели. Быстро причалили к песчаной косе напротив величавых столбов. Распаковав свою аппаратуру, расставив треноги по выбранным точкам, с наилучшим ракурсом, стали ждать нужного освещения. Я занялся рыбалкой.  Обычно р.Синюю туристы проходят за 3-4 дня, мы же шли этот участок две недели.

Очередной поворот реки и неповторимые красивейшие скалы. Опять выбор удачных мест для съемки. Многочасовые ожидания того единственного мгновения, когда ракурс и освещение объединятся  в таинство авторской фотографии.

И если первую неделю нам природа благоволила, то затем зарядил дождь с сильным ветром, не прекращаясь сутками.  Плесы между перекатами становились длиннее, по 4-5 км. Часто приходилось грести против ветра. Но за очередным поворотом - новые неизведанные столбы. Вот в эти мокро-холодные часы  мы по достоинству оценили снаряжение, одежду и особенно палатку. Действительно, все настолько продумано и удобно, ничего лишнего и добавить нечего.

Несмотря на все погодные невзгоды, фотографы снимали, искали наилучшие точки съемок, ожидая нужного освещения, необходимой тучки или просвета в хмурых тучах.

Я искренне радовался, когда они ловили счастливые моменты.

Мы подошли к самой красивой скале с памятной доской «Уникальный памятник природы, внесен в реестр ЮНЕСКО», дождь, зарядивший с раннего утра, прекратился на несколько минут, дав нам насладиться грандиозным зрелищем величественных столбов высотой в несколько сот метров.

Попрощавшись с этими грандиозными скалами, мы тронулись в путь. Отметились у егеря. Наша сказка подошла к концу. Наутро пошли вниз навстречу с Синском. Договорились с местным водителем, что он довезет до Якутска. Дорога больше половины шла по берегу Лены. Ехали мы около 6 часов. На следующий день пошли разбираться с билетами на обратный путь. И тут выяснилось, что ни билетные кассы, ни аэропорт по воскресеньям не работают. Походили по музеям и улицам Якутска. Наутро поехали в аэропорт. Нас ожидал неприятный сюрприз - бюджетных билетов на ближайшую неделю нет. Ближайшая железнодорожная станция - 12 часов на маршрутном такси. Пришлось покупать билеты по 45-65 тыс. рублей.